« Развитие национальных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через исполнение попевок с использованием методики Карла Орфа» ( мастер –класс) Пермякова Н.Г., музыкальный руководитель КГКП «Ясли-сад № 69 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области Теоретическая часть: Основным аспектом реализации программы « Рухани Жаңғыру» является формирование нового патриотического сознания, сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей. В связи с этим возникла необходимость развить у детей старшего дошкольного возраста умения в исполнение попевок с использованием методики Карла Орфа» В мировой практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик по дошкольному воспитанию. Одной из самых известных, распространенных является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”. Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” - позволил детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка дошкольного возраста и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями, закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в данной методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество. Дети дошкольного возраста одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Ритм, заключённый в словах и фразах ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Именно поэтому я решила применить данную методику для разучивания с детьми попевок на казахском языке. Детям не просто запомнить текст на языке, который не является для них разговорным, а с использованием движений, звуковых жестов и музыкальных инструментов, он становится для них более понятным и запоминающимся. Для начала мной используются короткие стихотворения и потешки на казахском языке, затем я сочиняю несложные мелодии для них. В соответствии с текстом придумываю движения или звуковые жесты. В процессе знакомства с попевками, дети часто сами предлагают свои движения, но они хорошо должны понимать содержание и смысл песенного материала. Для этого я использую попевки, которые соответствуют сквозной теме недели или времени года. Для разучивания и исполнения используются музыкальные инструменты, которые дети могут выбрать сами. Язык неотъемлемая часть национальной культуры Казахстана, обучая детей пению на казахском языке с использованием методики К.Орфа, мы обучаемся сами, воспитывая, уважение не только к языку, но, и в общем к культуре нашей страны. Практическая часть: 1. « Қыс» 2. « Көктем» 3. « Кұстар» 4. « Аю мен Қоян» 5. « Юрта»