oC

"Інжудің көңілді шытырман оқиғалары" инновациялық балабақша алаңының эксперимент жоспарын іске асыру.


Тема: «Раскрытие интеллектуально – творческого потенциала детей через технологию «Бусоград»

 

Редикульцева Ю.В, Кобзева Н.В.

                                                             воспитатели КГКП «Ясли-сад № 69

                                                             отдела образования города Костаная»  

                                                             УОАКО

 

                 Основной задачей дошкольного образования в Республике Казахстан, на сегодняшний день является гармоничное всестороннее развитие личности ребёнка.  На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания.

  С целью создания благоприятных условий для целостного развития и раскрытия потенциала каждого ребенка педагогами ясли-сада разработан геймбук “Веселые приключения Инжу” для детей 3-5 лет, который стал бесценным сборником игр для детей дошкольного возраста.  

Геймбук разработан на основе Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения утвержденным Приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348, Типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения, утвержденной приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 14.10.2022 года № 422 и элементов технологии «Бусоград М.И.Родиной.

          Актуальность сборника игр направлена на развитие мелкой моторики через использование ряда методических приемов в игровой деятельности. 

Целью является развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей  дошкольного возраста с помощью инновационной технологии М. И. Родиной «Бусоград».

Задачи:

- развивать познавательные и интеллектуальные способности детей с использованием различных бус;

 - развивать пространственное мышление, чувство композиции, цветовосприятия;

 - развивать мелкую моторику, закрепить навыки пространственной ориентировки, сенсорных эталонов;

 - совершенствовать индивидуальные качества ребенка (умение работать в коллективе, быть самостоятельными в выборе решений, быть сдержанными, доброжелательными и т. д.).

Новизна сборника игр способствует развитию творческой активности и становлению сознания детей через применение технологии «Бусоград».

Этапы выполнения:

-  Вначале каждому ребёнку надо дать в руки бусы, чтобы он мог поиграть с ними, потрогать их, почувствовать их структуру, а потом все вместе дети отправляются вместе с героиней - девочкой Инжу выполнять различные задания и играют в занимательные игры.

-  При работе с дидактическими играми нет никаких ограничений и рамок. Ребёнок может придумать и додумать картинку к дидактической игре сам, импровизировать и фантазировать.

- Каждый ребенок сможет выполнить образ по своему желанию, видению, задумке, выбирая цвет, размер, расположение рисунка самостоятельно.

- Использовать бусы можно в любых видах детской деятельности, главное чаще хвалить юного творца и фантазёра, удивляться его маленьким открытиям в мире бус и поощрять его успехи!

 

Содержание первой части включает 36 игровых упражнений для детей

3-х лет.  Каждая игра и игровое упражнение предусматривает встречу с маленькой Инжу, создание различных окружающих предметов, образов животных, насекомых, птиц, с которыми дети знакомятся в процессе проведения. Маленькая девочка Инжу вместе с детьми играет в увлекательные игры, выполняет, интересные задания.

Практическая значимость

Все игровые упражнения первой части объединены одним сюжетом – главной героиней Инжу, которая познаёт этот мир, а помогают ей в этом волшебные бусины. При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер, величина. Очень важно, что благодаря всему этому развиваются и речевые способности ребенка.

В наборе имеются бусины двух размеров: большие и маленькие, а также основных цветов: синий, жёлтый, красный, зелёный. Все игры представлены по типу: от простого к сложному.

В младшем дошкольном возрасте используется следующий алгоритм выполнения:

- первый шаг – знакомим детей с бусинами;

- второй шаг – предполагаемые действия с бусинами;

- третий шаг – игровые задания (пальчиковая игра, игровая ситуация, дидактическое задание, образец).

Ожидаемый результат:

- формирование пространственных представлений;

- обогащение и активизация словаря ребенка;

- развитие мелкой моторики;

- развитие коммуникативных навыков;

- воспитание усидчивости, терпения, аккуратности.

 

Содержание второй части:

Вторая часть геймбука для детей старшего дошкольного возраста «Бусография Инжу» представляет собой 18 дидактических, интересных, оригинальных и современных игр и интересных наглядных карточек - образцов с красочными иллюстрациями. Задания соответствуют возрастным особенностям детей данного возраста, содержат региональную направленность, соответствуют задачам Типовой учебной программы.

Во второй части сборника для детей старшего дошкольного возраста разработаны дидактические игры и упражнения, направленные на усвоение, закрепление знаний, овладению способами познавательных действий.

Практическая значимость:

        Каждая дидактическая игра и игровое упражнение содержат не только обучающие задачи, но и практические, коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

         Каждая дидактическая игра и игровое упражнение сопровождают этапы выполнения, где есть  инструкция.

Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактические игры и практические игровые упражнения по бусографии дают возможность ребенку:

  • развивать тактильные ощущения;
  • развивать мелкую ручную моторику;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • развивать координацию движений, их точность, совершенствовать сенсомоторику;
  • согласованность в работе глаз и рук;
  • развивать конструктивный праксис, развивать ориентировку в пространстве;
  • совершенствовать счетные операции;
  • создавать различные линии, дорожки для героев сказок,
    -совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата, развивать монологическую речь, расширять словарный запас, готовить руку к письму.

В результате такой совместной работы педагог видит, как внимательно и сосредоточенно они выкладывают картины из бус, повторяя их цвет, форму и структуру, какое получают от этого огромное удовлетворение!

Ожидаемые результаты:

- любознательный;

- инициативный;

- настойчивый;

- способный адаптироваться, коммуникабельный;

- уверенный в себе;

- умеющий работать в команде;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Вторая часть геймбука “Бусография Инжу” для детей старшего дошкольного возраста рекомендована воспитателям дошкольных организаций, воспитателям КПП, родителям.

Содержание третьей части:

В сборнике игр геймбука предложены игровые ситуации и приложение, которое содержит предметно-иллюстративный материал к 18 авторским историям воспитателя ясли - сада в доступной для детей форме.

Представленный предметно-иллюстративный материал предназначен для демонстрации детям дошкольного возраста, а примерные истории для прочтения детям педагогами, в том случае если дети затрудняются в сочинении собственных историй.

Содержание сборника игр предполагает самостоятельное составление детьми или группой детей картин, придумывание мини-сказок (историй) и рассказов по составленным картинкам.

Практическая значимость:

В старшем дошкольном возрасте используется следующий алгоритм выполнения:

  • первый шаг - определить форму и размеры предметов, рассчитать,

сколько приблизительно понадобиться материала;

  • второй шаг - разработка конструкции (из каких частей будет состоять)

и  художественное оформление (какие цветовые гаммы потребуются).

  • третий шаг - посчитать необходимое количество бус (бусинок),

провести чередование их по цвету, а также провести правильное соединение линий, получая ту или иную фигуру.

  • четвертый шаг - самостоятельно придумать истории по картинкам

или использовать готовую историю.

Главное условие в работе с бусами действовать от простого к сложному.

Рекомендации к историям:

Применение технологии «Бусоград» в рамках речевого развития способствует: обогащению активного словаря, развитию речевого творчества.

Выкладывание фигур из бус сопровождается стихами, при  повторе стихов, у детей развивается память. Впоследствии дети под руководством педагога начинают придумывать свои рифмовки, короткие стишки – развивается словотворчество, стихосложение. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. В результате стихосложения у ребенка формируется языковое чутье, он интересуется языком и ищет интересные созвучия. Таким образом, развивается речь ребенка.

При составлении историй может быть использована авторская сказка или  так и прием самостоятельного придумывания истории ребенком или  в паре с другими детьми.  Составляется рассказ коллективный по цепочке: начинает один, продолжает другой, заканчивает третий или четвертый (педагог может в своей работе  такую форму работы по составлению истории не использовать).

Алгоритм мыслительных действий составления рассказа (истории), сказки и речевых зарисовок:

  • Прием «Подзорная труба» - смотрю на картинку и называю объект.
  • Выберите персонажа истории (о ком будет история).
  • Кто остальные персонажи.
  • Как они будут связаны с главным героем? (Прием «Ищу друзей», прием «Сыщик»)
  • Назови предмет и его признаки, найди общее.
  • «Вхождение в картину» - «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…». Описываю ощущения, можно как от лица постореннего наблюдателя, так и одного из персонажей.
  • «Речевые зарисовки»- «Я превращаюсь в героя… и у меня характер…».

Ожидаемые результаты:

  • Выкладывание фигур из бус поможет развить и укрепить мелкую

моторику у детей, что запустит многие речевые процессы.

  • Рисование бусами будет полезным для развития фантазии и мышления

детей, что положительно скажется на качестве детских рассказов и историй, составляемых к картинам из бус.

  • Составленные детьми рассказы и истории станут более интересными,

развернутыми, появятся диалоги между героями.

 

      Наш ясли -сад стал площадкой для апробации данной педагогической инициативы способствующей развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, что позволит педагогам применять в работе новые интересные подходы в развитии творчества, сформировать у детей  координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность, творческое воображение. Так же, ценность сборника игр в том, что он направлен на привитие детям национальных ценностей казахского народа, семейных ценностей, любви к Родине.

 

     С педагогами ясли – сада был проведён мастер – класс. Члены творческой группы показали презентацию игр с бусами для детей всех возрастов.

      В средней группе «Айналайн», с детьми четырёх лет, педагоги при проведении ОД, игр, в свободной деятельности применяли игры с бусами. Дети знакомились с бусами (Игра «Что в сундучке у Инжу?»). Например, в ОД по математике, дети знакомились с формой, размером, цветом. Учились нанизывать бусы по заданию «Бусинки рассыпались» (нанизывание бус), «В гости к Аже» (чередование крупных и мелких бус), «Осенние листочки» (чередование по цвету)

      В старшей группе «Ертеги», воспитатели проводили игры с детьми из сборника «Бусография Инжу» в свободной игровой деятельности. Например, игра «Что в мешочке у Инжу?» детям были предложены макароны, прищепки, бусины, смятые комочки бумаги, пуговицы, новогодние шарики, из Блоки  Дьенеша, нужно сделать красивые бусы для Инжу. Дети с удовольствием собирали бусы, проявляя интерес.

       В предшкольной группе «Карлыгаш», бусы использовали в разных видах деятельности: ОД, режимных моментах, в свободной игровой деятельности. Например, во время проведения ОД по математике, дети выкладывали бусами фигуры, цифры. На обучении грамоте выполняли звуковой анализ с помощью бус, выкладывали буквы. Составление сказок и рисование бусами на полотне, одно из самых любимых занятий детей нашей группы.

     Реализуя  данный сборник игр, мы успешно провели апробацию игр в группах нашего ясли – сада, работа доказала свою эффективность и значимость.

 

   В этом учебном году, в нашем саду будет реализован эксперимент по данной теме.

Этапы и сроки эксперимента

Подготовительный: сентябрь 2024 - август 2025 год

Формирование коллектива, готового к инновационной деятельности.

Создание базы: набор и открытие группы.

Внедренческий - основной: сентябрь 2024 – август 2025 год

Аналитический – завершающий сентябрь 2025 - май 2026 года

Сравнительный анализ результатов образовательной деятельности в экспериментальной   и остальных группах ДО за все годы.